Борьба за трикотажный дизайн – Nike против Skechers

В прошлом году два обувных гиганта, Nike и Skechers, схлестнулись в неравной борьбе за право производить и продавать спортивные кроссовки оригинального дизайна. Основной изюминкой изделий являются материалы – трикотаж с фирменным узором. В коллекциях Nike обувь для бега представлена незамысловатым названием «Flyknit».

nike-air-max-flyknit-4

Не раздумывая, Nike обвинил Skechers в нарушении ряда патентов – копировании и подделке их фирменного дизайна кроссовок. В своих аргументах Nike заявил о полном внешнем сходстве обуви, описанной в их патентах и производимой Skechers.12437_bkpo_f_nxoabr

Стоит отметить то, что дизайн оригинальных кроссовок Nike Flyknit охраняется патентами на промышленный дизайн (прим. промышленный образец). При этом патенты распространяются на верхнюю часть обуви, в частности, на фирменный узор в виде трех линий, поднимающихся от подошвы к отверстиям для шнурков.

usd0696853-20140107-d00000С целью защиты своих законных прав, Nike подали соответствующий иск в Федеральный суд города Портленд, штат Орегон. Исковые требования оказались достаточно справедливыми – запретить Skechers использование дизайна в производстве обувных изделий, а также возместить причиненные многомиллионные убытки, учитывая прибыль, полученную Skechers от продажи контрафактных товаров.

Однако Skechers, не желая сдаваться без боя, подали ходатайство в Апелляционную палату патентного ведомства США для повторной экспертизы – с целью признания патентов Nike недействительными. По мнению Skechers, патенты не обладают новизной, поскольку подобный дизайн (прим. дизайн в виде зигзага) не оригинален в виду его использования компанией Missoni еще с 1950 годов. Кроме того, представители Skechers заявили, что эти нюансы не были учтены экспертизой во время патентования Nike их фирменного дизайна, и поэтому патенты последнего стоит признать недействительными.

По мнению Skechers: «Обувь, изготовленная из текстиля, стала трендом в мире моды в 2010 году, когда дебютом коллекций осени 2010 года лидирующих дизайнеров Dolce & Gabbana and Missoni  весной 2010 года стали несколько представленных моделей с характерным дизайном. Nike, Adidas, Puma, Reebok и Under Armour подхватили модные тренды и стали внедрять в свое производство спортивной обуви технологии текстильной обуви».

Более того, обувная компания сделала основной акцент на фирменном дизайне компании Missoni, заявив следующее: «Компания Missoni является основоположником стиля и своеобразного дизайна, где нить окрашивается в разные цвета, будучи вплетенной в ткань, благодаря чему они и стали известными во всем мире. Стиль Missoni вдохновил другие компании для применения их дизайнерами своеобразного дизайна в изготовлении фирменных изделий».

missoni-header

Тем не менее, Апелляционная палата, куда было подано ходатайство представителями Skechers, нашла различия между запатентованным Nike дизайном и фирменным дизайном итальянской компании, этим же опровергнув аргументы Skechers.

Не теряя надежду, Skechers вновь подали ходатайство о признании упомянутых патентов Nike на дизайн недействительными. Однако теперь обувная компания прибегла к новой стратегии защиты. Представители Skechers заявляют о том, что фирменный дизайн Nike основывается на функционале обуви, описанном в заявках последнего на полезную модель. С другой стороны, представители Skechers заявляют о недостаточном изучении экспертизой сведений, необходимых для выдачи патентов.

Стоит обратить внимание на то, что обе заявки раскрывают технологические аспекты структуры кроссовок Nike, но не описывают дизайн. Об этом свидетельствуют изложенные иллюстрации.

us20100154256a1-20100624-d00000В свою очередь представители Nike заинтригованы таким подходом Skechers к построению защиты, и ждут новых решений Апелляционной палаты патентного ведомства США.